Пахомий Великий (ок.292-ок.346) — египетский монах, выходец из Фив.
Бывший языческий жрец бога Сераписа (Сараписа). Будучи еще язычником,
поступил в армию Константина Великого солдатом. В ходе военных действий в
312 г. его подразделение было тепло встречено христианами, сохранявшими
нейтралитет. Там Пахомий познакомился с Христианством, и именно с той
поры постепенно стал склоняться к этой религии. После окончания военных
действий крестился. Основал первый христианский общежительный монастырь и
составил для него первый монастырский устав (сохранился в
латинском переложении, выполненном в 404 г. св. Иеронимом). Его
христианским наставником был монах Паламон. Наряду с Антонием Великим,
Макарием Великим и Евфимием Великим Пахомий считается столпом
пустынножительства и основателем монашеского общежития. Почитается как
святой в лике преподобных, память в Православной церкви — 15 мая (по
юлианскому календарю), в Католической церкви — 9 мая.
После службы в армии Пахомий удалился в Фиваидскую пустынь рядом со
своим домом. Вскоре перебрался в христианскую общину в Тавенисси
(Тавенне/Табенне) на восточном берегу Нила, состоявшую из
вышеупомянутого отшельника Паламона и нескольких анахоретов. Пахомий
соединил разрозненные жилища последователей Антония Великого, огородил
общину стеной и составил для монахов правила дисциплины и режим дня,
основанный на равномерном чередовании труда и молитвы.
Известный христианский святой Василий Великий (330—379) побывал в
киновии Пахомия и заимствовал многие его идеи в Кесарии (Каппадокия),
где был создан устав аскетической монашеской жизни, используемый до сих
пор в православных монастырях. Именно Пахомию приписывается введение в
христианскую практику обычая использовать чётки.
Пахомий вошел в историю церкви как создатель общежительной формы
монашества, или киновитства, которую он считал более соответствующей
человеческой природе, нежели отшельничество в духе Антония Великого.
Однако до создания первого монастыря он находился несколько лет в
уединении в пустыне. Издавна жрецы культа Сераписа практиковали уход от
мира в пустыню, и Пахомий, зная это, лишь немного модернизировал
языческую традицию, и вошел в историю, как один из отцов схимничества.
Кроме того, Пахомий настаивал на беспрекословном подчинении иноков
настоятелю, который в монашеской иерархии заступал место монарха. К
концу его жизни община в Тавенисси насчитывала свыше 3000 монахов обоего
пола, сгрупированных в 9 мужских и 2 женских обители. Нужно обратить
внимание на то, что в киновиях Пахомия, не было строгого отделения
мужчин от женщин.
Пахомий не был создателем монастыря в современном понятии слова. Киновия
отличается от монастыря тем, что монахи там хотя и проводят часть дня
вместе, живут каждый по отдельности, каждый в небольшой хижине и часть
дня проводят наедине с собой, всё это является лишь приготовлением для
тех, кто сможет потом перейти на более высокий аскетический уровень.
Изображение: фрагмент иконы. Прпп. Пахомий и Давид Фессалоникийский. Икона. Греция. До 1577 г. 45,5 х 31,5 (или 47 х 32). Монастырь Дионисиат (Афон).